Курский омбудсмен добивается устранения пробелов в жилищном законодательстве

В ходе рассмотрения обращений жителей Курской области по вопросам капитального ремонта многоквартирных домов региональный омбудсмен Владимир Фирсов выявил серьезные пробелы в федеральном законодательстве, которые не позволяют собственникам помещений в некоторых многоквартирных домах, исключенных из региональных программ капремонта, возвратить уже уплаченные региональному оператору денежные средства.

В настоящее время в соответствии с п. 1 ч. 2 ст.168 ЖК РФ, ст. 9 Закона Курской области от 22.08.2013 N 63-ЗКО «О вопросах организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Курской области» в региональную программу капитального ремонта не включаются:

1) дома, в которых имеется менее чем пять квартир;

2) многоквартирные дома, в которых совокупная стоимость услуг и (или) работ по капитальному ремонту конструктивных элементов и внутридомовых инженерных систем, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах, в расчете на один квадратный метр общей площади жилых помещений превышает стоимость, определенную нормативным правовым актом Администрации Курской области;

3) многоквартирные дома, в отношении которых на дату утверждения или актуализации региональной программы приняты решения о сносе или реконструкции;

4) многоквартирные дома, расположенные на территориях населенных пунктов, признанных закрывающимися на основании решений органов государственной власти Курской области по согласованию с Правительством Российской Федерации.

Из смысла указанной нормы следует, что если дома, относящиеся к перечисленным выше категориям, ранее были включены в региональную программу, то они непременно должны исключаться из нее как нерентабельные, то есть не оправдывающие расходов.

При этом возврат собственникам жилья денежных средств, собранных региональным оператором на капитальный ремонт общего имущества, предусмотрен только в случаях, определенных п. 2 ст.174 ЖК РФ, а именно:

— в случае признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (за вычетом израсходованных средств фонда капитального ремонта на цели сноса или реконструкции);

— в случае принятия нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, в соответствии с которым из региональной программы капитального ремонта исключаются многоквартирные дома, в которых имеется менее чем пять квартир.

— в случае изъятия для государственных или муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен этот многоквартирный дом, и, соответственно, изъятия каждого жилого помещения в этом многоквартирном доме.

— в случае принятия решений о закрытии населенного пункта и об исключении многоквартирных домов, расположенных на его территории, из региональной программы капитального ремонта.

Данный перечень оснований для возврата средств фонда капитального ремонта является исчерпывающим, поэтому региональный законодатель не вправе предусмотреть иные случаи.

Если исходить из требований ч.ч.10, 11 ст.32, ч.2 ст.174, ст.184 Жилищного кодекса РФ, Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», Постановления Администрации Курской области от 06.12.2016 г. N 929-па «Об утверждении Порядка, сроков проведения и источников финансирования реконструкции или сноса многоквартирных домов, иных мероприятий, предусмотренных законодательством Российской Федерации и обеспечивающих жилищные права собственников жилых помещений и нанимателей жилых помещений по договорам социального найма в домах, не включенных или исключенных из региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Курской области», получается, что в случае исключения многоквартирного дома из программы капремонта возврат региональным оператором собственникам жилых помещений уплаченных ими вносов на капитальный ремонт может быть осуществлен сразу только в отношении домов, в которых менее 5 квартир, а также домов при закрытии населенного пункта.

В свою очередь собственники жилых помещений в домах, исключенных из региональной программы, в том числе, по причине установления факта превышения совокупной стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту предельной стоимости, определенной нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, могут вернуть свои деньги либо после принятия решения о сносе или реконструкции дома, если дом в установленном порядке признан аварийным, либо после принятия органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом для государственных или муниципальных нужд, и, соответственно, изъятия каждого жилого помещения в этом доме.

На практике принятие органом местного самоуправления решений о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, а также об изъятии земельного участка и жилых помещений, как правило, зависят от установленных региональной адресной программой сроков переселения граждан из аварийного жилищного фонда.

На сегодняшний день в регионе действует Постановление Администрации Курской области от 29.03.2019 N 259-па «Об утверждении адресной программы Курской области по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2019 — 2025 (1 сентября) годы», в которую включены многоквартирные дома, признанные до 1 января 2017 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.

Учитывая это, переселение граждан из многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в 2021 и последующих годах, возможно только после фактической реализации указанной выше программы, то есть в лучшем случае через 10-15 лет.

Во-первых, за это время находящиеся на счете регионального оператора средства собственников помещений в многоквартирных домах, исключенных из региональной программы, попросту обесценятся. Во-вторых, эти 10-15 лет собственникам жилья в домах, исключенных из региональной программы, надо содержать и ремонтировать конструктивные элементы и внутридомовые инженерные системы, являющиеся их общим имуществом, а при этом уже уплаченные ими взносы на капремонт не возвращают.

Таким образом, можно констатировать, что сегодня федеральное законодательство в этой части является абсолютно оторванным от существующей действительности, вследствие чего нарушаются основополагающие принципы справедливости и равноправия граждан, а также права собственников жилых помещений в МКД, исключенных из региональных программ.

К слову, по состоянию на июнь 2021 года из региональной программы капремонта Курской области исключено 373 многоквартирных дома, в которых совокупная стоимость услуг и (или) работ по капитальному ремонту конструктивных элементов и внутридомовых инженерных систем, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах, в расчете на один квадратный метр общей площади жилых помещений превышает стоимость, определенную нормативным правовым актом Администрации Курской области.

В интересах граждан Уполномоченный по правам человека Владимир Фирсов обратился к депутатам Курской областной Думы с ходатайством о внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта Федерального закона, в соответствии с которым ч.2 ст.174 ЖК РФ, где перечислены случаи возврата собственникам жилья денежных средств, собранных региональным оператором на капитальный ремонт, дополнялась бы следующим основанием: «В случае исключения многоквартирного дома из региональной программы капитального ремонта в соответствии с региональным законодательством».

Рассмотрев письмо Уполномоченного, Курская областная Дума обратилась в Минстрой России с предложением разработать и внести в федеральное законодательство соответствующие изменения. Вопрос находится на контроле омбудсмена

0
28.07.2021 14:25

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!